Сурово-романтичная выставка в Бонне, посвященная Карлу Лагерфельду



{s:'/upload/iblock/5e2/5e2c3502f6beee1df00d81c22519d334.jpg',t: 'Один из всего лишь двух портретов Лагерфельда, включенных в экспозицию'}

«Мне нравится, когда мода становится частью повседневной жизни». Эти слова Лагерфельда мерцают неоновым светом перед входом на первую выставку, посвященную дизайнеру (и организованную с его благословения), которая проходит на его родине, в Германии. 

{s:'/upload/iblock/aed/aed20213eea1948f7b6472606b55c7f9.jpg',t: 'Рабочий стол Лагерфельда. Фотография Дэвида Эртля'}

Центром выставки Karl Lagerfeld: Modemethode, проходящей в Бундескунстхалле Бонна с 28 марта по 13 сентября, стал реконструированный рабочий стол дизайнера, заваленный маркерами, цветными карандашами, книгами и смятыми листами бумаги.

«Бумага к бумаге»  вот главный мотив секции, в которой представлены эскизы Карла для Fendi и Chanel. «Бумажная тема» достигает апогея в «Бумажном дворце», возведенном для экспозиции платьев Haute Couture, окруженных цветами, листьями из бумаги и блокнотами с еще чистыми страницами, которые, кажется, ждут, когда на них появятся эскизы для следующей коллекции.

{s:'/upload/iblock/e0d/e0d5d3217b87015412a846cc419b205e.jpg',t: 'Пальто, за которое Карл Лагерфельд получил премию Woolmark в 1954 году. Фотография Дэвида Эртля'}

В самом начале экспозиции кураторы поместили желтое шерстяное пальто, за которое Карл Лагерфельд получил премию Woolmark в 1954 году. Это единственная вещь, которую пришлось воссоздать для выставки, дизайнер потребовал от Аманды Харлек, своей музы, творческого партнера и куратора Modemethode, чтобы оттенок пальто «был чем-то средним между лимонным и нарциссовым». 

{s:'/upload/iblock/cea/cead9f7de634654ed501f0266d011e1d.jpg',t: 'Куратор Аманда Харлех на фоне классических костюмов Chanel. Фотография Дэвида Эртля'}

На стене развешаны некоторые рисунки Карла для Fendi за последние 50 лет. Их отобрал из 40 000 эскизов Герхард Штайдль, дизайнер выставки и ближайший советник Карла. К Штайдлю неутомимый дизайнер и фотограф обращается по всем вопросам проявки и печати. В качестве фона для эскизов Штайдль выбрал цифровое изображение цементных стен и берлинской мостовой. 

{s:'/upload/iblock/1a8/1a85e5722bc4f3e0c3dcf223efce6a86.jpg',t: 'Образы в стиле XVIII века, парики созданы Сэмом МакНайтом. Фотография Дэвида Эртля'}

Когда в начале месяца в Париже я обсуждала грядущую выставку с Карлом, мне показалось, что и он сам удивлен длительностью своей работы в Fendi.

«Я уже 50 лет в Fendi... Ты можешь в это поверить? Это же мировой рекорд!  говорил он.  Никто! Никто еще так долго не работал, причем даже в своих собственных компаниях. Притом у меня такое ощущение, будто я там всего несколько дней. И работать там сейчас мне нравится гораздо больше». 

{s:'/upload/iblock/971/97193184f89a136afbf0dd3ffa59e7e3.jpg',t: 'Сумки Fendi. Фотография Дэвида Эртля'}

Напротив необычных меховых вещей Fendi  стена с разноцветными аксессуарами. На экране рядом идет фильм о Риме, что напоминает об итальянском происхождении компании. 

Хотя комбинезон и персидские шаровары в восточном стиле из коллекций Fendi 80-х годов я нашла обворожительными, я прекрасно могу понять чувства Аманды, курировавшей выставку вместе с директором Бундескунстхалле Райном Вольфсом. «Я бы хотела сделать выставку в 10 раз больше, но пришлось ограничиться 126 манекенами, что было нелегко»,  сказала она.

{s:'/upload/iblock/6e5/6e5201e1dce92fb0b36b673e3d129a5b.jpg',t: 'Chloé. Фотография Дэвида Эртля'}

Штайдль изготовил «сенсационные», как выразился он, манекены: сделанные при помощи цифровой техники 3D, они получились поразительно похожими на настоящих людей. Особенно это заметно в забавной секции Chloé, состоящей из 20 нарядов: «модели», одетые в легкие и романтичные платья Лагерфельда 70-х годов, рассажены на диванах в окружении гигантских вееров. Затем следуют «танцующие» манекены в реконструированной обстановке «Студии 54», среди нарядов, представленных здесь, есть и знаменитое платье с двумя вышитыми водопроводными кранами, из которых «льются» струи кристаллов. 

{s:'/upload/iblock/7b2/7b2b19746ec6886af34ae9b264d998d8.jpg',t: 'Chlo. Фотография Дэвида Эртля'}

Еще до того как зритель доходит до графичных вещей KL, собственного бренда Лагерфельда, и большой секции Chanel, начинающейся со строгих деловых костюмов, он не может не задаться вопросом: как Карлу удается работать во всех этих брендах одновременно? Штайдль заполнил целую стену логотипами компаний Карла. И пускай по сравнению с масштабами Chanel его собственный бренд KL кажется непритязательным, как все-таки восьмидесятилетнему дизайнеру удается совмещать работу над всеми проектами? 

«Мы живем в эпоху разносторонних личностей,  сказал Райн Вольфс.  И Карл Лагерфельд — прекрасный тому пример. Он всегда умудряется делать то, что от него меньше всего ожидают. В этом его сильная сторона. Он прекрасный фотограф, он отлично рисует. Но мы должны отдать ему дань уважения как модному дизайнеру. В музее мы обязаны показать этапы его творческого развития». 

{s:'/upload/iblock/8c2/8c2c0cbe64ffc8093411cdd1b9bf4516.jpg',t: 'Графичные вещи из коллекции одноименного бренда Лагерфельда. Фотография Дэвида Эртля'}

Выставка кажется мне удачной за счет ее избирательности. Упомянула бы я о ранней работе Карла в модных Домах Balmain и Jean Patou? Возможно, да. Предпочла бы я показать фильмы Карла вместо рассказа о его коллаборации с шведской компанией H&M в 2004 году? Наверное, да. А может быть, в выставке слишком большое внимание уделено Chanel? Нет, не думаю. В выставке романтическое видение куратора и инновационный подход Штайдля соединились очень гармонично. 

{s:'/upload/iblock/bd1/bd1f0a9551c50956cfc68b634ea1b791.jpg',t: 'Аксессуары Chanel. Фотография Дэвида Эртля'}

Вне всякого сомнения, произведения Chanel  продукт зрелого стиля Лагерфельда. Выставка неспешно повествует о работе Карла во французском бренде, сначала представлен легендарный костюм, затем – черные вещи, остроумные аксессуары, среди которых и пара кроссовок Coco 1983 года, когда дизайнер начал работать в модном Доме. В экспозицию включена даже огромная коллекция пуговиц Chanel.

{s:'/upload/iblock/4d4/4d4feb3cff2936ad2284f18c26565f17.jpg',t: 'Возрождение твидового костюма: от плетения до вышивки. Фотография Дэвида Эртля'}

После «Возвращения твида», когда, как рассказывает Аманда, Карл увлекался в том числе и трехмерной вышивкой, дизайнер обратился к мотиву экстравагантности восемнадцатого века. На его показах тогда появились пышные парики, созданные парикмахером Сэмом Макнайтом. Мне они напоминают о «барочном» периоде Карла, когда он не расставался с веером. 

{s:'/upload/iblock/626/6260f9bd52775136123dea4897ee3db1.jpg',t: 'Пара кроссовок ‘Coco’ 1983 года, когда Карл начал работать в Chanel. Фотография Дэвида Эртля'}

Эскизы коллекций Chanel развешаны на пути в поразительный «Бумажный дворец», который на протяжении трех недель создавали вручную трое рабочих. Искусная отделка платьев завораживает: к счастью, по настоянию Штайдля кураторы отказались от стеклянных витрин. 

{s:'/upload/iblock/f7c/f7c5626ec2079e77e5f92dfc60d4a03c.jpg',t: 'Вещи Chanel Haute Couture в «Бумажном дворце». Фотография Дэвида Эртля'}

Этот бумажный сюжет приобретает смысл лишь в конце. И что это за финал! На последнем манекене надето платье Neoprene с длинным сверкающим шлейфом, а под платьем заметен округлый живот. Манекен напоминает беременную модель, которая участвовала в показе Chanel Haute Couture прошлым летом. Кажется, этот жест символизирует, как из одного показа рождается следующий. 

{s:'/upload/iblock/9cc/9cc3eb36962c059f9ff08efa39756eb9.jpg',t: 'Свадебное платье для беременной из осенне-зимней коллекции Chanel Couture 2014 года. Фотография Дэвида Эртля'}

Аманда не скрывает, насколько для нее важна выставка, и надеется, что посетители внимательно проследят за «удивительным творческим путем Карла».

«Эта выставка заставляет влюбиться в Карла. Я думала, что знакома с его работами, но многое стало для меня откровением,  сказала она.  Он обладает энергией, страстью, он никогда не перестает стремиться к идеальным очертаниям. Он гений формы, текстуры, цвета, детали, легкости... и изящности».

Как же удалось организовать выставку без участия Карла, хотя и с его одобрения?

Райн Вольфс сказал, что он обсуждал с Лагерфельдом возможность экспозиции 18 месяцев до ее начала, а также заметил, что Карл, без всякого сомнения, является самым значимым немецким модельером. 

{s:'/upload/iblock/e6b/e6bcc04b417dc6a8f2551dbc08d3583b.jpg',t: 'Вещи Fendi 1980-х годов. Фотография Дэвида Эртля'}

Карл, который хотел, чтобы выставка получилась динамичной, настоял на участии Аманды Харлекх и Герхарда Штайля в ее подготовке. 

Аманда сообщила, что Карл назвал Бундескунстхалле, выставочный зал ФРГ, «лучшим музеем в Германии». Но он не принимал ни малейшего участия в организации выставки  неслыханное легкомыслие в отношении известнейших брендов! 

{s:'/upload/iblock/6fe/6fed73d56a1c10720907cb9e0af77f74.jpg',t: 'Эскизы для Fendi на фоне «цементной стены» и «берлинского тротуара». Фотография Дэвида Эртля'}

Может быть, Карл собирается пробраться на выставку украдкой, чтобы посмотреть на отрезки своей карьеры? Во время нашей встречи в Париже я спросила у него, почему он так упорно отказывается ехать в Бонн. 

«Экспозиция может заинтересовать других людей, но не меня. Мне нет до нее дела,  сказал Карл.  Не то чтобы я не оглядываюсь на свою жизнь... Но ведь прошлое испарилось, моя сегодняшняя жизнь нравится мне больше в сотню раз. Когда тебе уже не 20 и не 30, чувствуешь себя свободнее. И нужно уметь пользоваться этой свободой».

{s:'/upload/iblock/7d6/7d6d5015e04fc9d9f04e11480b808081.jpg',t: ' Парики, созданные Сэмом Макнайтом. Фотография Дэвида Эртля '}

Instagram @SuzyMenkesVogue 
Twitter @SuzyMenkesVogue 
Facebook.com/SuzyMenkes



Новости

Пользуетесь ли вы услугами стилиста?
Да, у меня есть свой стилист.
С удовольствием доверюсь профессионалу, но где его найти?
Нет, я отлично знаю что мне нужно.
Я сам (сама) стилист.
Нет, но люблю экспериментировать. Для меня это творчество и самовыражение.
Нет, мне это не по карману.
Rambler's Top100